Заметки к началу учебного года или взгляд на систему образования
В который раз опять в начале учебного года приходят одни и те же невеселые мысли о нашем образовании, преподавании и нежелании учащихся чего-то изучать, осваивать, совершенствовать. «Тяжело учить тех, кто видит, что знания успеха в жизни не приносят, что наверху оказываются по большей части не более умные и знающие, а кто-то другой, обладающий совсем другими талантами. Тяжело учить тех, кто стремится получать жизненные удовольствия, не прилагая для этого усилий. К сожалению, эту систему не сломать …» - об этом я писала полгода назад на своей страничке в VK.
Создается впечатление, что у нас все делается для снижения качества образования, а не наоборот. И тут же на глаза попадается статья: Как развалить систему образования: диверсионная программа Сандаков Д.Б., к.б.н., доцент О чем в ней речь?
«Все реформы образования в нашей стране за последние 10 лет имели сугубо косметический характер и не затрагивали истинной сути и причин проблем, существующих в современной школе. Менялась «бальность» оценочной системы (5 или 10),менялась форма контроля знаний – от устных экзаменов к письменным, а затем к ЦТ. Под видом новых учебников переписывали старые, дополняя их элементами ВУЗовской программы. Реформы велись, а качество школьного образования прогрессивно падало. А все дело в том, что ни одна из проведенных реформ не затрагивала «сердцевины», главного двигателя образовательного процесса – взаимоотношений «ученик – учитель». Любой учебный процесс строится вокруг двух простых явлений: желание ученика учиться, желаний учителя учить. Все остальное - второстепенно.
В последние годы были изданы сотни великолепных учебных книг, появились и стали доступны обучающие программы по разным предметам. Компьютер и мультимедийный проектор – уже не редкость в классе. Двадцать лет назад ничего этого не было и в помине. Но, как ни странно, качество образования от этого не улучшилось. Потому что все это не повлияло на главный двигатель учебного процесса – желание учиться.
Откуда берется желание учиться? Любую деятельность, которая требует усилий, человек осуществляет во имя чего-то, для достижения какой-то цели. Учится человек, в конечном итоге, для того, чтобы жить хорошо. Оставив в стороне философский рассуждения, можно сказать, что жить хорошо человек будет тогда, когда он будет здоровым, и у него будет много денег.
Помогает ли хорошая учеба в школе заработать много денег? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить зарплаты некоторых категорий работников в нашей стране. Грузчик получает больше хирурга, водитель троллейбуса – больше доцента, дворник – больше учителя и участкового врача.
Может быть, хотя бы средства массовой информации утверждают и пропагандируют ценность знаний? Давайте попробуем вспомнить, когда мы последний раз видели на экране телевизора учителя? Зато каждый канал ТВ нам наглядно демонстрирует, что для того, чтобы иметь дорогой автомобиль и виллу в Испании, надо уметь петь и трясти задом. Так откуда же возникнет у детей желание учиться и стремление к знаниям?!Ведь дети – не идиоты, они очень быстро усваивают информацию и делают адекватные выводы. Да завалите их лучшими учебниками и сверх-совершенными учебными программами – они все равно учиться не будут. Потому что нет смысла хорошо учиться в государстве, в котором так и не окончившая университета «звезда» за концерт получает больше, чем профессор того же университета за год работы.»
И какие конкретные действия предпринимаются?
1. Снижение творческой мотивации педагогов «Как снизить рабочую и творческую мотивацию людей, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно? Их можно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у преподавательского состава зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему.» В Беларуси профессора зарабатывают в 100 раз меньше футболистов
2. Подрыв авторитета педагогов «Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.» Министр образования России дал характеристику белорусским профессорам: нищеброды, бездари и взяточники
3. Бюрократизация учебного процесса «Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Конкретные действия Это может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Плюс еще элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.»
4. Разрушение интеллектуальной атмосферы «Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибрация? Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют. Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:
- лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
- сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
- снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).» 7 баллов по ЦТ можно набрать, не читая заданий
5. Маскировка «Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.»
И в конце статьи идет вывод, который слишком очевиден простым смертным, но для руководящего состава, похоже, это великая тайна
«Вот только жаль, что реформаторы в пылу борьбы позабыли, что жить в Беларуси станет лучше не тогда, когда нам из-за бугра дадут инвестиции, не тогда, когда все улицы замостят тротуарной плиткой, а только тогда, когда учреждения образования, наконец, начнут выпускать грамотных, воспитанных людей, которые уважают знания, ценят жизнь, хотят и умеют сделать ее лучше.»