Памяти Ирины Вячеславовны Вороной посвящается



    Долго не писала ничего, потому как была причина…

Бывают люди-маяки. Они освещают путь и придают силу, окрыляя особой энергией. Улавливают самые тонкие душевные порывы. Каким-то чудным образом разбираясь с неразрешимыми жизненными и математическими задачами. Могут вести за собой без громких слов и лозунгов. Умеют сразу запоминать привычки и имена людей. Находить общий язык с самыми отъявленными лодырями и бездельниками. Легко совмещать несколько дел сразу, выполняя их безупречно. Быть Душой компании. Черпать энергию в творчестве. Любить природу, людей и эту жизнь.

   Когда они уходят, покидая этот мир, остается щемящая сердце грусть…

В ноябре 2024 года после продолжительной болезни не стало моей Наставницы – Ирины Вячеславовны Вороной. Она всегда выбиралась из самых сложных и запутанных обстоятельств и условий. Была для меня опорой и убеждением в Чудеса и источником Веры.

   Мне все еще сложно что-то говорить по этому поводу…

В апреле, благодаря Оксане Владимировне Лосякиной, побывала на ее могилке (6 апреля всегда поздравляла ИВа с днем рождения).

Наверное должно пройти много времени, чтобы пришло осознание случившегося.

   Собралась с мыслями и делюсь вот чем. Пришла мне идея свыше (я думаю, что от Нее)- создать в кабинете моем (когда-то она передала мне его), музей занимательной математики.

Для начала, задумку получилось реализовать в виде экспозиции «Стена занимательной математики». Помогала мне в этом учащаяся 14 группы Снигурова Варя (да, да, именно художественное отделение, а не программисты). Работали над проектом с нового года. И на прошлой неделе представили полученное на конференции от БГТУ «Первый шаг в науку». Взяли диплом 1 степени. Но не это главное. Получается, что своим проектом мы популяризируем не только занимательную математику, но и сохраняем тем самым память о талантливой женщине-педагоге, правнучке российского ученого Георгия Феодосьевича Вороного.

   Следуя разнообразию интересов прадеда, Ирина Вячеславовна увлекалась математикой, окончила мехмат МГУ, а свой талант она реализовала в преподавательской деятельности в ВГУ, ВГМУ, а с 1992 по 2013 – и в нашем колледже.

Работа над этим проектом дала мне возможность выразить свою благодарность и признательность этой уникальной женщине.

   Расскажу немного о нашей работе.

В создании экспозиции не существует универсального рецепта. Реализация нашего проекта требовала тщательного планирования и организации.

Мы изучили имеющийся опыт и структуру построения других экспозиций прежде, чем создавать свою.

Выдели основную идею: «ЗА логичный образ мыслей!».

Поскольку специальным музейным образованием не обладаем, искали информацию в интернете, обращались к специалистам и экспертам. Были созданы и закуплены экспонаты, подготовлена информация о существующих музеях математики, о великих математиках и их открытиях.

Создали эскизный проект совместно с преподавателем компьютерной графики Парфеновой Ксенией Валерьевной.

    Поскольку этот проект посвящен памяти Ирине Вячеславовне Вороной. А ее прадед Вороной Георгий Феодосьевич был геометром и Борис Николаевич Делоне считал, что он даже мыслил геометрически. (Изучал Вороной геометрию чисел и теорию замощений). Поэтому художественное оформление Стены содержит геометрические фигуры из планиметрии и объемные тела из стереометрии. здесь ссылкана видео, в котором простыми словами Варя рассказала про Диаграммы Вороного

А затем, как художник, увлекающийся математикой, объяснила основные элементы росписи.

В самом центре, название – "Стена занимательной математики”, поясняет, что математика не скучная, а очень даже интересная, увлекательная наука.

Вокруг центральной надписи располагаются элементы, связанные между собою. Цветок Жизни - символизирует гармонию и совершенство математических законов.

Справа от него, находится синусоида, напоминая о ритмах и колебаниях, управляющих нашей Вселенной.

Рядом закручивается загадочная Лента Мебиуса, символ бесконечности и парадоксальных свойств пространства.

Чуть правее ломаная линия плавно трансформируется, образуя различные геометрические формы: от простого прямоугольного треугольника и правильного шестиугольника до прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Эта часть композиции наглядно демонстрирует переход от планиметрии к стереометрии: простые плоские фигуры плавно перетекают в объемные формы, показывая, как двумерные образы лежат в основе трехмерных объектов.

Завершает роспись наш девиз «ЗА логичный образ мыслей». Эта фраза призывает к системному мышлению, способности видеть взаимосвязи между явлениями, анализировать информацию и делать обоснованные выводы. Математика, как основа логики, является идеальным инструментом для развития такого образа мыслей.

Все элементы росписи связаны между собой, создавая гармоничное и логичное целое, расположенное вокруг центральной надписи. Яркие цвета и динамичные линии привлекают взгляд.

    Чтобы дать более подробное представление об экспозиции, приведем пример некоторых экспонатов.

1)Так, в игровом блоке среди головоломок советского периода и других экспонатов имеется авторская настольная игра «МИТС» (математическая игра, тренирующая счет), разработанная Дубровским Виталием, учащимся нашего колледжа в 2022 учебном году.

2) В тематическом комплексе «Моделирование и конструирование» есть мастерская по изготовлению: из разверток правильных многогранников и из модулей звездчатых многогранников (в апреле проведен мастер-класс по теме «Изготовление звездчатого икосаэдра»).здесь ссылка

3) В практико-экспериментальном блоке есть экспонат, затрагивающий основы топологии (лист Мебиуса и фокусы с ним). Эксперименты ставили на внеурочном мероприятии «Интерактивная экскурсия в музей занимательной математики», которое прошло в конце февраля этого года.здесь ссылка

4)В библиотечном секторе есть уникальные экспонаты, подарки учащегося 2013 года выпуска Шиндаулетова Ерлана – книга Стивена Строгаца «Удовольствие от X» и энциклопедия «Математика с забавными рисунками» Бена Орлина 2025 года выпуска.

   Остальные экспонаты приходите посмотреть , потрогать , поиграть в кабинет №33 главного корпуса Витебского государственного технологического колледжа, Гагарина ,41

Кроме математической составляющей, созданная стена занимательной математики влияет на формирование эстетического вкуса, на базовые ценностные установки. Экспозиция позволяет проводить с пользой свободное время на перерывах между уроками и во внеучебное время. Функциональные зоны продуманы так, чтобы учащиеся имели возможность знакомиться с интересной и занимательной математикой как самостоятельно, так и в сопровождении педагога, а также использовать соседние зоны учебного кабинета для разработки и создания новых проектов. Эта зона учебного кабинета является пространством для проведения интеллектуального досуга.

Но главное то, что эту экспозицию мы посвятили уникальной и интереснейшей женщине - преподавателю математики Ирине Вячеславовне Вороной.

Она была для меня маяком в этом сложном мире и передала мне свое умение обобщать и систематизировать большой сложный учебный материал; популяризировать и прививать любовь к математическим знаниям, замечать эстетику математики в обычной жизни и всегда верить в своих учащихся. Я писала о ней здесь:

   Хочу продолжить развитие этого проекта, но не хватает примеров или дополнительной информации. Если у вас есть интересные идеи, которые могут дополнить начатое нами, прошу писать на мою почту [email protected].

Комментарии



Ваше имя:*

Текст комментария:*

Символы с картинки:*