Как мы готовились и выступали на конференции в колледже
Благодаря своему опыту и долгой работе в колледже, замечаешь учащихся, потенциально способных к исследовательской деятельности. Так, еще в начале учебного года таким учащимся мною были предложены несколько идей (направлений творческой и исследовательской деятельности).
Предлагая тему, основанную на определенной статье, например, из журнала, следует понимать, что останавливаться только лишь на результатах из статьи нельзя, нужно придумать хоть что-то новое свое, предложить хоть какое-то обобщение или развитие результатов.
Определенное количество времени ушло на накопление информации и изучение имеющейся литературы. Из-за плотного графика в расписании, консультации проводили по субботам. Так же, проводились индивидуальные консультации в свободное от учебы время.
Кратко предложила учащимся схему нашей работы: Тема -> актуальность -> цель -> задачи -> замысел (основная идея) -> научное обоснование (что уже есть в литературе) -> как это можно использовать(применять) + изюминки -> результат -> обобщение. И чуть конкретнее о каждом пункте.
Тема Обычно пишут о том, что проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые - то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами. То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых - это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины - уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.
Темы, которые мы выбрали, были продиктованы жизненной необходимостью. «Краудфандинг-будущее ваших идей» (о финансировании социальных проектов), «Математическая тревожность и скрытые резервы человека» (о частной разновидности тревожности, с которой мне пришлось столкнуться, и не один раз, обучая математике), «Использование математических алгоритмов для принятия стратегически верных решений в жизни» (сборка интересных математических законов, применимых к реальности). И если актуальность этих тем не вызывала затруднений, то вопрос о новизне для меня был важным и сложным. Но решение пришло в виде следующей информации.
О новизне работ. Мы считаем, что никакой объективной новизны от работы учащегося не требуется. Результат должен быть субъективно новым – учащийся открывает то, чего не знал. Конечно, сильный учащийся при хорошем руководителе и удачно поставленной задаче иногда может получить объективно новый результат, и это здорово. Но это нисколько не умаляет работу тех, кто не достиг таких успехов. Цель исследовательской работы не в том, чтобы получить чемпионский результат, а в том, чтобы делать (математические) открытия на уровне, доступном каждому. Более-менее содержательные субъективные открытия доступны почти всем.
Если у вас есть идея для работы, это лишь начало. Превратить идею в целую речь не так просто. Лучше всего начать с плана. Поэтому следующим нашим шагом мы составляли «скелет» для работ. Причем первые две вышеупомянутые работы начинались с такого классического подхода: выступление составлялось от его названия и до заключения постепенно, наращивая скелет информацией. А в третьей работе использовался метод «швейцарского сыра». Вы точно знаете, что должно быть написано в основной части выступления и начинаете именно с этого кусочка информации. А потом уже добавляются недостающие части.
Целью работы может стать доказательство гипотезы исследования - «предположения, допущения, требующего проверки на опыте теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием».
Задачи – это ступеньки, преодоление которых ведет к достижению цели исследования.
Не забудьте обозначить объект и предмет исследования. Объект - это то, к чему применяется исследование. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Предмет – это то, что находится в границах объекта, например, свойства и характеристика объекта. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет исследования во всех взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Именно на предмет исследования направлено внимание автора, именно предмет определяет тему работы.
Укажите методы исследования, обоснуйте использование именно этих методов. Следует отметить, что, приступая к научному исследованию, Вы должны владеть необходимыми Вам методами, по крайней мере, знать их, а также знать, какие методы чаще используются в разных областях знаний. Не надо изобретать уже существующие методы.
Итак, детализированный план будущего выступления готов и в нем четко расписано то, что вы будете говорить и в какой последовательности. Имея детальный план выступления, составляется презентация очень легко. Просто по каждому пункту и подпункту плана создается слайд, раскрывающий содержание данного подпункта/пункта. Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Хендауты (раздаточный материал) удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить. Это сэкономит вам время: вместо зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.
Раздаточный материал мы использовали в каждой из трех работ. У краудфандинга это были визитки с основными терминами, у математической тревожности и у математических алгоритмов -информационные листовки.
В целом, написание исследовательской работы, как и любое творчество, не идет непрерывно, равномерно, гладко – бывают моменты, когда процесс стоит на месте, стопорится, кажется, что решение зашло в тупик (как важна здесь роль руководителя: подкинуть идею, хотя бы очень частную, или отдаленную, или даже постороннюю, но важно, чтобы было ощущение движения). Но затем в какой-то момент приходит идея– «прорыв», озарение, мысль, которая позволит получить массу интересных утверждений, теорем, формул, и в итоге получить хорошую работу.
Были моменты, когда мне казалось, что взята слишком высокая планка и хотелось опустить руки. Но мы справились. И поэтому поводу хотелось бы отметить: Конечно, руководитель должен ставить перед учащимся реальные цели. Поэтому, подыскивая тему, он должен учитывать желания и способности учащегося и в зависимости от этого, выбирать уровень сложности. Более того, он должен понимать, какое руководство нужно этому учащемуся. Тут есть две крайности: кому-то достаточно «общего руководства», когда руководитель по существу ставит цели исследования, а затем проверяет, что сделано, а кому-то, нужно очень детальное, когда каждый шаг исследования (выделение мелких частных случаев, разбиение на отдельные подзадачи, определение новых направлений, проверка каждого этапа доказательства и т.п.) проходит под контролем преподавателя (руководителя). Важно, чтобы мы сами, сознательно или подсознательно понимая это, зная, с какими учащимися мы работаем, искали соответствующие подходы для развития их способностей.
Очень важно продумать вывод и обобщение работы. (Иногда говорят, что заключение - это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени). Заключение является завершением работы и Вашего выступления и соответствует сформулированным во введении задачам и цели. Учтите, если цель сформулирована неправильно, заключение будет пустым. Заключение включает в себя выводы (краткий повтор одной самой важной мысли каждого раздела работы без примеров и доказательств), обобщение и попытки прогноза развития вопросов, освещенных в выступлении. Финальная точка — самая важная, это то, что люди запомнят лучше всего. Поэтому в конце нужно резюмировать свою речь, подвести итоги, ещё раз дополнительно озвучить важнейшие утверждения .
Подготовка доклада должна не более, чем на 50% состоять из работы над его содержанием и не менее, чем на 50% из репетиций. Мы тренировались говорить перед разными аудиториями слушателей и не один раз.
И еще, у любой конференции есть регламент, отводящий на каждый доклад ограниченное время. Как правило, на устный доклад отводится 10 минут, дополнительные 5 минут предназначены для вопросов аудитории В течение тех 10 минут, что идет ваше выступление, вам важно успеть рассказать залу:
• Актуальность избранного вами направления
• Задачу, которую вы решаете
• Самые важные результаты
• Выводы, которые вы можете сделать из всего этого
Полезные ссылки
ПОЛОЖЕНИЕ о научно-практической конференции учащихсяфилиала БГТУ «ВитГТК»
Памятка преподавателю по организации самостоятельной исследовательской работы учащихся
как выступать на научной конференции
проверка текста на антиплагиат и орфографические ошибки
Результаты нашей совместной работы здесь:
видео выступление Краудфандинг-будущее ваших идей (диплом 2 степени)
видео выступление Математическая тревожность и скрытые резервы человека (диплом 3 степени)
Желаем Вам удачных выступлений на научных конференциях!